суббота, 11 сентября 2010
Сегодня годовщина смерти одного из самых ярких персонажей ленинградского исторического сообщества, учёного-практика, человека, к сожалению, знакомого мне только по рассказам учеников и воспоминаниям современников: Леонида Ильича Тарасюка.
Для широкого круга эта фамилия, к сожалению, тесно связана с пресловутыми 'Легендами Невского проспекта', в то время как, фигурирующий там персонаж не более чем бледная тень этого разностороннего человека.
Под катом две статьи с воспоминаниями и передача Л.Я. Лурье посвящённая биографии Тарасюка.
Белла ЕЗЕРСКАЯ Памяти мушкетёра Вместо цветов на могилу Леонида Тарасюка
|
Такие люди чаще всего рождаются в эпохи безвременья. Их называют по-разному: дон-кихотами, насреддинами, даже швейками и чонкиными. Но во все времена они выполняют функцию возмутителей общественного спокойствия — таково их земное предназначение. Прозвище Тарасюка было Д’Артаньян. И не только из-за высокого роста и лихо закрученных усов: он был, кроме всего, ещё и профессиональным фехтовальщиком. Ставил сцены фехтования во многих ленинградских театрах и в «Гамлете» Козинцева. Тарасюк отнюдь не считал себя диссидентом. Его «проказы» были своеобразной формой протеста против идиотизма советской жизни, конечно, не без примеси лихачества. У него была врожденная идиосинкразия к пошлости, тупости и мещанству. В сочетании с природным юмором и бьющей через край молодой энергией получалась гремучая смесь.
|
Александр Горфункель Петербургский Д’Артаньян
|
В свое время и мне пришлось ознакомиться с рассказом писателя М.Веллера в сборнике «Легенды Невского проспекта», изобилующим не просто ошибками, но очевидными искажениями фактов, бросающими тень на человека, чья память до сих пор живет в сердцах всех, кто знал его во время учебы на Историческом факультете Ленинградского университета, во время его работы в Эрмитаже, его друзей, учеников и коллег, кто многое знал и слышал о нем после его отъезда в Израиль (потом — в США). Автор статьи В.Рабинович-Рич опровергает некоторые из этих неизвестно откуда взявшихся выдумок, в частности, о годе рождения Леонида Ильича Тарасюка (а, стало быть, и о его участии в войне) и о том, что он вынужден был при отъезде из СССР придумывать себе «еврейскую» национальность.В свое время и мне пришлось ознакомиться с рассказом писателя М.Веллера в сборнике «Легенды Невского проспекта», изобилующим не просто ошибками, но очевидными искажениями фактов, бросающими тень на человека, чья память до сих пор живет в сердцах всех, кто знал его во время учебы на Историческом факультете Ленинградского университета, во время его работы в Эрмитаже, его друзей, учеников и коллег, кто многое знал и слышал о нем после его отъезда в Израиль (потом — в США). Автор статьи В.Рабинович-Рич опровергает некоторые из этих неизвестно откуда взявшихся выдумок, в частности, о годе рождения Леонида Ильича Тарасюка (а, стало быть, и о его участии в войне) и о том, что он вынужден был при отъезде из СССР придумывать себе «еврейскую» национальность.
|
Лев Лурье Культурный слой Ленинградский д’Артаньян
|
|
@темы:
взгляд в сторону,
пятиминутка рекламы,
лицензионная версия мира