Если без подробностей - я все пальцы изгрыз от восторга за два часа сеанса. Да его можно было просто ради титров смотреть. Ни в какое сравнение не идёт c комиксом Бортко, громыхавшем в середине нулевых. И никаких римлян в подштанниках!!!
Впечатлений много и все, как одно, положительные.Нет, правда - минисериал 2005 года для меня кончился первой же сценой Иерусалима: римские легионеры в багровых подштанниках. Всё, конец истории, даже секси-марго не вызывает интереса. Наверное, я историко-задрот... но речь не о том.
Я видел - чтоб не сказать 'засмотрел до дыр' - всплывшую в середине нулевых версию, не то монтажную, не то режиссёрскую: разрешение вроде 300х200, лица видно плохо, звук шипит. И тогда это уже был восторг - в основном от Гафта и Дурова. От разнузданного, образованного, ироничного, грубого местами до вульгарности, скучающего, эпатирующего и откровенно эгоистичного Воланда и жидоватого, циничного, отчаянного, искреннего до гротеска Левия Матвея. Вообще фильм, собравший актёров едва ли не из всего пласта любимого мною 'романтического' советского кинематографа: 'Баллада о доблестном рыцаре Айвенго', 'Убить дракона', 'Алые паруса', 'Гамлет', 'Чародеи', 'Короли и капуста', 'Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты', 'Легенда о Тиле', 'Капитан 'Пилигрима' - это только на вскидку... И этот фон, естественно, по воле режиссёра или нет, играет, по новому раскрывая знакомые образы.
К слову об образах. По завершению сеанса соседи справа: 'всё прекрасно, прекрасный фильм, но Маргарита какая-то дура'.
Вертинская - в точности моя Маргарита: капризная, истеричная дура, с намечающимся вторым подбородком и излишне чувственным лицом, вздорная и безмысленная.
Иное дело Мастер. Мне не близок Мастер романный, я вижу его пассивным и сломленным, он действительно не заслуживает ничего большего, нежели покой. В исполнении Ракова Мастер - рыцарь. Не знаю насколько это режиссёрская трактовка. Предельно собранный и сосредоточенный, скупой в движениях - он добился бы счастья, кабы не Маргарита, купившая ему покой. Он понимает природу сил, к которым она с обратилась и не одобряет её поступок - однако принимает его последствия и разделяет их с ней, как всякий любящий мужчина.
Бездомный Гармаша не столько ученик мастера, сколько alter ego, проекция его на иную культурную плоскость. Вообще тема ученичества в фильме как-то стёрлась, и встреча Мастер - Бездомный это скорее встреча с двойником предвещающая Мастеру скорую смерть, чем инициация молодого поэта.
Ожидаемо хорош Коровьев-Филиппенко: груб, развязан, периодами - меланхолично-проникновенен. Очень жаль, что опущена финальная сцена, когда свита возвращается к своим исконным лицам - приятно было бы увидеть не Фагота-шута, а Фагота-рыцаря. Достаточно, впрочем, вспомнить Ричарда Глостера из 'Чёрной стрелы' или Вамбу из Айвенго, чтоб представить, каким бы он был.
И ещё - приятно, что нечисть Кара напрочь лишена романтического флёра, эдакой бальмонтовской томной франтоватой демоничности, которую модно нынче приписывать 'так называемому злу'. Напротив: свита, да и мессир временами, груба, плотска и мелка, она потакает вкусам публики и ей это по вкусу. И сплетающиеся тени в кустах в ночь бала - это именно что случки в кустах, с пыхтением и голыми девками, а не изыски вкуса, которыми завуалировал эту часть праздника Бортко.
Что до бала... когда монтажная версия появилась в Сети на него обрушилось множество упрёков. В частности из-за 'специально приглашённых' Сталина и Гитлера, а равно и просто отсутствовавшего в романе Ленина. На мой взгляд их появление оправдано - да, в 2011 и даже в 2006 это смотрится нелепо и мелко, однако в начале 90-х, когда снимался фильм, подобные политические жесты ещё не выродились в клише и смотрятся вполне уместно. Тем более что присутствие живых на момент событий персонажей вполне оправдано репликой Азазелло: 'А эти по специальному приглашению'.
Кстати об Азазелло - он прекрасен, чертовски жаль, что его мало. Стеклов, один из немногих актёров чья фамилия не была мне знакома прежде, - вхарактерен удивительно.Это урезанный до двух часов вариант и потерянные полтора чувствуются - но тыж твою налево, красоту, её ничем не исправишь. Смотреть весьма рекомендую, даже тем, кто видел монтажную версию 2006 года, хотя в кинотеатр для этого идти не обязательно - видно, что плёнка старая, что снимали в начале 90-х, изображение чуть плывёт по краям, и местами ползёт цвет. Но смотреть обязательно, хотя бы ради не вошедший в окончательную редакцию романа сцены с ликом Иешуа.